Домашняя страничка Стефурак П.Б. Простая система технической поддержки. Ticket система учета заявок на обслуживание для небольшого предприятия. ITIL. СМК.
 
 
  
  
 
Промзона \ Простая система технической поддержки.
Ticket система учета заявок на обслуживание для небольшого предприятия.
 
 
Напишу банальность - если вы занимаетесь управлением информационными технологиями не первый день, наверное вы приходили
к мысли о том, что - "а неплохо было бы это дело автоматизировать как то!". :) Да, "масло-масленое". :)  
Но суть кроется в том, что все современные системы автоматизации деятельности ИТ-службы так или иначе базируются или
на ITIL или на чем либо подобном - а там есть свои нюансы, начиная от "договора с бизнесом", заканчивая тем, что
ИТ на предприятии не факт, что самостоятельная в широких пределах служба.  
Впрочем, это конечно все до поры до времени, и готовить почву можно начинать заранее.  
Кстати, если есть СМК, или планируется - значит не то, что можно начинать, а потребуют!  
Итак - в терминологии ITIL - учет инцидентов.
 
Вариантов, как обычно, масса:
Если у вас "все хорошо", не занимайтесь этим. Это займется вами само;
Если все более менее - выделите от 1 до n сотрудников в группу "технической поддержки" - и пусть это будет их головная боль;
Можно обязать сотрудников заниматься в том числе и саппортом, но если вы за все отвечаете, возникает проблема учета.
 
Собственно мой вариант, как и в большинстве ситуаций на небольших предприятиях (около 100 сотрудников, 2-3 человека ИТ), третий
- заниматься приходится всем или самому, или по меньшей мере отвечать за это.
Первый возникший вопрос - как учитывать?
 
Заявки могут идти по телефону, лично, по емаил, по СМС, да как угодно. В любом случае, они в итоге должны попасть в некий журнал,
где происходит их "фиксация". Это может быть и прошитая тетрадь на видном месте (проблема с удаленным доступом),
или файл Excel на сетевом ресурсе (проблема с разграничением прав и совместной работой) и куча других вариантов. Мне
больше нравится Web ресурс - он лишен многих недостатков.
Второй вопрос - как распределять обязанности?
 
ITIL знает ответы, но сначала надо правильно сформулировать вопросы (сервисы, ресурсы и т.д.), но если не до того - по
умолчанию, заявка падает всем ИТшникам, если
они между собой не могут решить, чья это зона ответственности - исполнителя назначает руководитель ИТ.
Третий пункт - жизненный цикл заявки?
 
Все что начинается, должно закончится. И хорошо, если участники процесса будут в курсе происходящего. Прозрачность. как
со стороны потребителей, так и со стороны бизнеса - это всё-таки лучше, чем "другие варианты". Поверьте.  
Release.
 
От слов - к делу.
 
На сайте предприятия был создан раздел "техническая поддержка".
 
Любой сотрудник может зайти в него и увидеть все записи журнала технической поддержки (см. ниже).
 
Любой сотрудник может зайти в него и создать новую запись - таким образом дав знать ИТ о проблеме (см. ниже).
 
Ну, и ИТшники имеют свои инструменты, конечно :) (см. ниже).
 
Создание новой записи журнала технической поддержки
 
Начинается с нажатия на кнопку , после нажатия на которую, появляется окно:
, в котором можно передать следующую информацию:
Выбрать из выпадающего списка (по умолчанию в нем выделен текущий пользователь Windows) ФИО человека, у которого
возникли затруднения. А зачем список? Банально,
чтобы например ИТшники могли создавать заявки, полученные по телефону или например чтобы пользователь мог дать
заявку с чужого рабочего места (например если у него компьютер ну совсем не включается или сети нет).
Список пользователей формируется по учетным записям в Active Directory. Оттуда же берется информация о
компьютерах, номерах телефонов, кабинетах, городе и т.д.
Краткое описание проблемы - в нем перечислены всякие фразы, которые могут помочь пользователю
сформулировать, что же его не устраивает:
- "Нет описания" (значение по умолчанию);
- "Общие вопросы";
- "Недоступна сеть";
- "Не работает телефон" (имеется в виду IP-телефония, впрочем, нередко на ИТ вешают и мини-АТС);
- "Проблема с почтой";
- "Проблемы с печатью";
- "Не включается/не загружается/завис компьютер" (не горит зеленая лампочка на "процессоре");
- "Не работает клавиатура/мышь/монитор" (периферия всякая);
- "Проблема с CAD - системой" (реально, конечно, указанно название программы);
- "Проблема с офисной программой" (см. выше);
- "Проблема со специализированным ПО" (все остальное);
- "Потерялся чертеж/папка/документ" (читать как "я удалила ВАЖНЫЙ документ и почистила корзину, восстановите, пожалуйста из backup!");
- "Обнаружен вирус" (alarm от desktop антивируса был);
- "Интернет" (да весь, че уж там);
- "Внутренний сайт";
Подробное описание - тут, как видите, целое поле для творчества. С одним ограничением - заявка не будет
принята, если поле пустое. Так что хоть что то тут написать нужно.
 
После нажатия на кнопку "Сохранить", заявка записывается в систему и запускается процесс ее обработки:
- Пользователь видит на экране, что его заявка попала в общий список;
- Пользователю приходит уведомление по электронной почте, о том, что его заявка принята (пользователю
выдается "квитанция", на которую он может сослаться в случае чего);
- Сообщение по электронной почте приходит всем ИТшникам.  
Так выглядят типичные сообщения:
   
 
В сообщении перечислена вся информация, необходимая как пользователю, так и специалистам ИТ.
 
Просмотр журнала заявок
 
Журнал заявок отображается при в ходе в раздел "техническая поддержка":
 
В нем перечислена следующая информация:
- Номер заявки (нумерация сквозная, последовательная);
- Статус заявки (см. ниже);
- Дата формирования заявки (1) - когда проблема была озвучена;
- ФИО (если заявка была с чужого рабочего места, в скобках показывается с чьего);
- Краткое описание проблемы (см. выше);
- Подробное описание (см. выше);
- Дата и время решения проблемы (2) (на самом деле, последняя дата и время обработки заявки специалистами
ИТ, см. ниже);
- Специалист от ИТ (либо закрывший проблему, либо кому назначено ей заняться, либо кто последний ей занимался -
в общем, тот ИТшник, к которому с вопросами обращаться);
- Комментарий от ИТ - мантра, которую прочитал ИТшник, нажимая на кнопку :)
- Время - чуть ли не главный показатель - время, прошедшее между п.1 и п.2.
 
На панели есть кнопка , после нажатия на которую появляется окно:
   
   
, с помощью которого можно удобно настроить фильтр отображения заявок по следующим критериям:
- Статус решения;
- Краткое описание проблемы (чтобы можно было например найти все похожие проблемы и посмотреть, как они
решались коллегами);
- ФИО (посмотреть кто самый вредный :) );
- Созданные в определенный период времени;
 
Все перечисленные опции работают как "И", кроме пункта "Независимо от фильтра показывать все не решенные проблемы"
- он работает независимо от других настроек фильтра и введен специально для ИТшников.  
И вот зачем:
у пользователя, по умолчанию, фильтр настроен так:
- Статус = любой;
- Краткое описание = любое;
- ФИО = текущий пользователь Windows;
- Созданные в период = за последние 2 недели;
- Независимо от фильтра показывать все не решенные проблемы = отключено;
 
В результате, пользователь видит только свои проблемы за последние 2 недели, независимо от их статуса, и ему
сухо и комфортно. :)
у ИТшников, по умолчанию так:
- Статус = любой;
- Краткое описание = любое;
- ФИО = любой;
- Созданные в период = за последние 2 недели;
- Независимо от фильтра показывать все не решенные проблемы = включено;
 
В результате, по умолчанию, ИТшник видит все проблемы всех пользователей за последние 2 недели, причем незакрытые
и нерешенные проблемы будут показаны независимо ни от чего в самом начале списка! Удобно!  
Фильтр можно менять как угодно, независимо от того, пользователь ты или ИТшник - ограничений нет.
 
Кроме того, если выделить в списке какую либо заявку, в подвале формы в разделах "Заявка" и "Процесс/решение"
отобразится подробная информация о выделенной заявке:
"Заявка"
   
- Если заявку просматривает ИТшник и она не имеет статуса "Закрыта" или "Решено", поле "Краткое описание" может быть
изменено ИТшником. Зачем? А затем, что пользователи не всегда могут выбрать из списка подходящее их проблеме
описание! :(
"Процесс/решение"
   
- Если заявку просматривает ИТшник и она не имеет статуса "Закрыта" или "Решено", любой ИТшник может
менять и сохранять все.  
Если хочется просто уведомить пользователя, что он услышан, выбирается "Начато выполнение".  
Если в качестве специалиста от ИТ указан другой, то он становится ответственным за эту заявку (что можно подтвердить в
поле статус, выбрав "Назначено").  
Если заявка закрывается без выполнения каких либо действий - статус "Закрыто".  
Если с выполнением - статус "Решено".  
И т.д.
   
 При этом пользователю сразу отправится соответствующее уведомление по email:
   
- Пользователи видят тут просто текст, описывающий подробности обработки заявки:
   
 
И как я говорю пользователям и бизнесу: " - Внедрение данной системы позволит нам повысить качество нашей совместной
работы, прозрачность и предсказуемость процессов и результатов нашего труда.".